Рассказываем, какой мотоблок лучше купить для для дачи или большого огорода в 2023 году. В рейтинг вошли самые популярные и надежные мотоблоки с качественными двигателями и валом отбора мощности. Мотоблок в отличие от культиватора работает с навесным и прицепными орудиями (косилки, фрезы, снегоуборщики, копалки урожая, сажалки и т.д.). У него в обязательном порядке присутствует механизм отбора мощности), к нему можно прицеплять телегу для перевозки грузов. Кроме того у него есть колеса на которые передается крутящий момент.
Выбирая хороший мотоблок важно опираться не столько на его технические характеристики, сколько на те задачи, которые будут поставлены перед ним. Так, например, для обслуживания небольшого участка земли у дачного домика лучшей будет одна модель, а при проведении сельскохозяйственных работ на площади в несколько гектар — совсем другая. Далее разберем, какой мотоблок и для чего лучше покупать — определимся с мощностью двигателя (и самим двигателем, китайский, американский или европейский), трансмиссией, редуктором, и расположением центра масс.
Многообразие выполняемых функций, а также критериев, которые учитываются при оценке мотоблоков, не позволяет выбрать из них один, самый лучший агрегат. Чтобы как-то систематизировать мотоблоки по их возможностям, придется рассматривать их по классам — легкий, средний и тяжелый.
Итак, какой мотоблок лучше выбрать:
Лучший агрегат легкого типа: Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с.
Лучший для участка до 10 соток: Нева МК100Р-DM163
Лучший агрегат среднего класса с надежным двигателем: Caiman VARIO 70C
Лучший по количеству навесного оборудования: Нева МБ2-B&S (CR950) 6.5 л.с.
Лучший цена-качество: АГАТ Л-6,5, 6.5 л.с.
[/bl]
Определив перечень работ, для выполнения которых понадобится хороший мотоблок, приступают к изучению и анализу характеристик существующих моделей. Так, например:
- для дачи или для сада, почва на которых ежегодно обрабатывается, тяжелый мотоблок с мощным мотором не нужен. Достаточно выбрать мотоблок легкого («Нева МК100Р-DM163») или среднего («Нева МБ2-B&S) класса, оснащенные качественными фрезами и наборами навесного оборудования;
- если предполагается часто использовать заднее навесное оборудование, то нужно выбирать мотоблок для огорода весом порядка 100…130 кг (Huter MK-8000). Если мотоблок будет легче, то инструмент не сможет зайти в землю на необходимую глубину. Более тяжелый мотоблок будет крениться и заднее оборудование не обеспечит нужной продуктивности;
- при обработке целины необходим надежный тяжелый мотоблок с мощным двигателем и возможностью захвата до одного метра обрабатываемой земли (CHAMPION BC1193).
Виды мотоблоков
В общем случае мотоблок — это самоходный агрегат, предназначенный для выполнения широкого спектра сельскохозяйственных работ.
На рынке представлены следующие виды мотоблоков:
- легкие, предназначенные для работы на небольших дачных участках с легкой почвой;
- средние, с помощью которых можно возделывать участки с разными видами почвы;
- тяжелые — профессиональные многофункциональные модели с мощным двигателем, шестеренчатым редуктором и валом отбора мощности.
Основополагающие критерии отбора | Виды мотоблоков | ||
Легкие | Средние | Тяжелые | |
Обрабатываемая площадь, га | до 0,2 | 0,1…0,5 | до 4 |
Масса, кг | до 80 | 80…120 | 90…240 |
Мощность двигателя, л.с. | до 7 | 6…10 | 8…13 |
Вес перевозимого груза, кг | до 300 | до 500 | до 1500 |
Ширина захвата, см | 20…40 | 40…85 | 100…135 |
Глубина обработки почвы, см | 8…20 | 25…28 | 30 и более. |
Лучшая модель | Мобил К МКМ-4 Комфорт | Caiman VARIO 70C | Daewoo DATM 80110 |
Конструктивно кроме двигателя мотоблок включает в свой состав:
- трансмиссию;
- ходовую часть;
- органы управления.
Во время работы на мотоблок устанавливают дополнительное сельхозоборудование, что превращает его в универсальную машину, при помощи которой осуществляют такие операции, как, например:
- боронование;
- окучивание;
- выкапывание картофеля;
- уборка листьев и снега и пр.
Кроме того, присоединив к мотоблоку прицеп с сиденьем для оператора, можно превратить его в минитрактор, что также расширит его функциональные возможности.
Лучшие производители мотоблоков
Отечественные производители отличаются наличием большой номенклатуры активного навесного оборудования, установкой качественных и надежный двигателей, редукторов и других комплектующих. Кроме того, отечественные компании в большинстве своем, разрабатывают мотоблоки с учетом удобства их эксплуатации. Часто стоят дороже китайских аналогов.
В список лучших фирм входят следующие компании: КАДВИ, Мобил К, КО-НЕВА, АО ГМЗ «АГАТ», Patriot, Caiman, Champion.
- «КАДВИ» (Калуга) – мотоблоки «Авангард», «ОКА», «УГРА»;
- «Мобил К» (Гагарин) – мотоблоки «Мобил К МКМ-3» и «МКМ-4»;
- «КО-НЕВА» (Санкт-Петербург) – мотоблоки «НЕВА Компакт», «МБ-1», «МБ-2» и «МБ-23»;
- АО ГМЗ «АГАТ» (Гаврилов Ям) – мотоблоки «Агат».
- Patriot — Хороший американец, производящий надежные садовые агрегаты и устройства: мотоблоки, мотокосы, бензопилы и т.д. Пользователи отмечают его долговечность и качество сборки. На рынке большое количество запасных частей. Производственные линии находятся в Китае.
- Caiman — хороший европеец с качественными узлами трансмиссии, редуктора и двигателя.
- Champion — Российский бренд позиционируется в доступном ценовом сегменте при достаточно высоких стандартах качества как на уровне комплектующих, так и на уровне готовой продукции. Страна-производитель CHAMPION — Китай
Лучшие мотоблоки легкого класса
В ТОП вошли следующие модели мотоблоков: 1 место Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с., 2 место Caiman Vario 60S, 3 место Нева МК100Р-DM163, 4 место PATRIOT Победа (440 10 7212) 7 л.с., 5 место Салют 100-X-M1 6.5 л.с., 6 место ТАРПАН ТМЗ-МБ-07-01 6.5 л.с., 7 место PATRIOT Калуга (пониженная передача) 7 л.с., 8 место Huter МК-7000 7 л.с.
Как правило, легкие мотоблоки — это агрегаты с бензиновыми двигателями мощностью до 7 л.с. Используют их для вспашки и фрезерования почвы, причем навесное оборудование устанавливается вместо колес.
1 место Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с.
Лучший по надежности
Рейтинг:5,0
- Объем двигателя: 212 куб. см
- Мощность двигателя: 7 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Скорости: 9 км/ч вперед, 3 км/ч назад
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Тип соединения с валом отбора мощности: шкив (ременной)
- Масса: 67 кг
Средняя цена: 47 990 руб
Самым лучшим мотоблоком легкого класса среди бензиновых агрегатов с ременной передачей считается «Мобил К МКМ-4 Комфорт МВК0018462 7 л.с.». Это топовая модель линейки агрегатов «Мобил К», производство которых освоено на одноименном российском предприятии. Мотоблок представляет собой агрегат нового поколения и является образцом инновационного подхода к проектированию аналогичного оборудования. Он предназначен для обработки почвы на больших территориях, для чего оснащен надежным двигателем Dinking DK170F мощностью 7 л.с.
Инновационная трансмиссия Mobil K Strong Transmission 2000+ (4 передачи вперед и 2 назад) в связке с ременным сцеплением обеспечивает мотоблоку высокую функциональность. Размещение центра тяжести по центру позволяет равномерно распределять нагрузку, что не требует от оператора при работе больших физических усилий. Кроме того предусмотрена регулировка руля под рост оператора.
Технология Comfort Speed Motion II за счет идеальной сочетаемости скорости вращения и движения (при минимальной скорости вращения вала редуктора 35 об\мин скорость движения мотоблока составляет 3 км\час) обеспечивает разрыхление почвы до нужного для посадки состояния.
Интересно — на каждом мотоблоке приклеена табличка с фамилией рабочего, собиравшего конкретный агрегат и отвечающего за качество его сборки.
2 место Caiman Vario 60S
Рейтинг:4,9
- Объем двигателя: 169 куб. см
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Оснастка: фрезы, сошник
- Тип редуктора: цепной
- Тип соединения с валом отбора мощности: шкив (ременной)
- Масса: 3.4 л
Средняя цена: 63 990 руб
Бензиновый мотоблок Caiman Vario 60S предназначен для вспашки огородов площадью порядка 25 соток. Он оснащен малошумящим японским двигателем Subaru EP17OHC (мощность 5,7 л.с.) с инновационной трансмиссией Vario Automat. Имея 2 передачи вперед и одну назад, мотоблок удобен для работы на участках, требующих маневрирования. При этом оригинальное пневмосцепление PneumoTec, установленное на мотоблоках Vario 60S D3, обеспечивает плавное включение любой передачи, что значительно увеличивает срок службы редуктора и, кроме того, облегчает работу оператора.
Разборный цепной редуктор Fast Gear II с консистентной смазкой, не требующей замены, обеспечивает минимальную потерю мощности на выходном валу.
Быстросъемные саблевидные фрезы Razor Blade позволяют без труда изменить ширину вспахивания, а особый угол заточки дает возможность мотоблоку легко справиться с любым видом почвы.
Кроме того мотоблок оснащен приводом переднего навесного оборудования, шкив которого закрыт защитным кожухом. К этому приводу можно подключить весь спектр навесного оборудования для всесезонной эксплуатации мотоблока.
Отличительная особенность мотоблока — сбалансированная (система The Right Balance) эргономичная конструкция, благодаря которой воздействие на руки и позвоночник оператора сведено к минимуму.
3 место Нева МК100Р-DM163
Рейтинг:4,8
- Объем двигателя: 163 куб. см
- Мощность двигателя: 5 л.с.
- Количество передач: 1 вперед, 1 назад
- Скорость вращения фрез: 87-125 об/мин
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Масса: 45 кг
Средняя цена: 28 400 руб
Мотоблок «Нева МК100Р-DM163» считается лучшим для дачи с земельным участком до 10 соток. Китайский одноцилиндровый четырехтактный двигатель KS168FDM163 (мощность 5 л.с., тяговое усилие 66 кг) обеспечивает качественное рыхление окультуренной почвы и позволяет выполнить весь комплекс агротехнических работ.
Шестеренчато-цепной редуктор мотоблока, заправленный консистентной смазкой, не требующей замены, обеспечивает 1 передачу вперед и одну назад. При этом задняя передача находится внутри редуктора, что упрощает запуск двигателя.
Культивацию почвы можно осуществлять четырьмя или шестью фрезами, в результате чего почва становится рыхлой и воздухопроницаемой, что необходимо для получения хорошего урожая.
4 место PATRIOT Победа (440 10 7212) 7 л.с.
Рейтинг:4,7
- Объем двигателя: 198 куб. см
- Мощность двигателя: 7 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 4 вперед, 2 назад
- Тип редуктора: цепной
- Тип соединения с валом отбора мощности: шкив (ременной)
- Масса: 78 кг
Средняя цена: 39 950 руб
Patriot Победа считается самым многофункциональным мотоблоком среди аналогичных агрегатов, присутствующих на отечественном рынке. Он оснащен четырехтактным двигателем Patriot мощностью 7 л.с. с ременным сцеплением и цепным редуктором в алюминиевом корпусе. Переключение скоростей осуществляется через коробку передач, а переход на пониженную или повышенную передачу производят перекидыванием приводного ремня с одной проточки шкива на другую — 4 вперед, 2 назад.
Укрепленная рама с изначально установленным:
- трехручейковым шкивом позволяет подключить снегоуборщик и ли косилку;
- мощным прицепным узлом (самым распространенным в России) дает возможность установить разнообразное навесное оборудование.
Комплектуется мотоблок закаленными усиленными фрезами для обработки твердых типов почвы, позволяющими обрабатывать ее на грубину от 16 до 30 см. При этом ширина захвата составляет 90 см.
Такие органы управления, как рукоятка газа, кнопка включения и рычаги привода располагаются на руле. При этом наклон последнего регулируется, что делает пользование мотоблоком более удобным.
5 место Салют 100-X-M1 6.5 л.с.
Рейтинг:4,6
- Объем двигателя: 196 куб. см
- Мощность двигателя: 6.50 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчатый
- Вал отбора мощности: есть
- Масса: 75 кг
Средняя цена: 53 952 руб
Отечественный мотоблок «Салют-Х-М1» — удачная модернизация (2013) известной модели «Салют-5», от которого он отличается тем, что
- рычаг управления скоростями (2 вперед, 1 назад) перенесен непосредственно на руль;
- добавлены диски защиты растений;
- расширена стандартная комплектация — вместо 4 фрез стало 6;
- дизайн стал более эргономичным, в результате чего управлять агрегатом стало значительно удобнее.
Предназначен этот мотоблок для деревни или для дачи, где он может выполнять работы на небольшом огороде.
«Салют-Х-М1» оснащен японским двигателем Honda GX-200 (мощность 6,5 л.с.) с верхним расположением клапанов и литой чугунной гильзой цилиндра. Двигатель отличается увеличенным ресурсом, повышенной износостойкостью и уменьшенным расходом масла.
Вращательный момент передается на фрезы или колеса клиноременной передачей через шестеренчатый редуктор. Оригинальной формы кованые фрезы выполнены из пружинной стали.
Особенность мотоблока — низко расположенный центр тяжести, несколько смещенный вперед. Благодаря этому мотоблок устойчив к опрокидыванию и не заваливается при культивации.
ВАЖНО! Используемое навесное оборудование должно быть изготовлено только на заводах ВРМЗ или «Мобил-К».
6 место ТАРПАН ТМЗ-МБ-07-01 6.5 л.с.
Рейтинг:4,5
- Объем двигателя: 208 куб. см
- Мощность двигателя: 6.50 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчатый
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Масса: 75 кг
Средняя цена: 36 612 руб
Отечественный мотоблок «Тарпан ТМЗ-МБ-07-01 6.5 л.с.» с четырехтактным двигателем Briggs&Stratton RS950, работающем на бензине и имеющем мощность 6,5 л.с. оснащен шестеренчатым редуктором и цепной передачей. Мотоблок имеет 2 передачи вперед и одну назад.
Рабочим органом этого мотоблока служит ротационный культиватор. Его фрезы при вращении отрезают пласты почвы, крошат и перемешивают их. Это позволяет не только разрыхлить почву и измельчить сорняки, но и равномерно перемешать вносимые удобрения по всей глубине обработки.
При помощи специальных навесок мотоблок способен нарезать ряды, регулировать глубину вспашки до 200 мм, выкопать корнеплоды, убирать снег и пр.
Навесное оборудование, закрепляемое как сзади, так и спереди поможет владельцу механизировать трудоемкие коммунальные и сельскохозяйственные работы.
ВАЖНО! «Тарпан» — единственный в мире мотоблок, который для транспортировки разбирается на две части, включая и электрическую составляющую.
7 место PATRIOT Калуга (пониженная передача) 7 л.с.
Рейтинг:4,4
- Объем двигателя: 208 куб. см
- Мощность двигателя: 7 л.с. при 3600 об/мин
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Тип соединения с валом отбора мощности: шкив (ременной)
- Масса: 75 кг
Средняя цена: 29 815 руб
Легкий высокопроизводительный мотоблок, собранный на базе продуктивного четырехтактного двигателя Patriot мощностью 7 л.с. Предназначен он не только для вспахивания земли, но и для выполнения других немаловажных задач, характерных для деревенского сада или дачи. Для этого имеется большой выбор навесного оборудования для крепления которого предусмотрен мощный прицепной узел.
Мотоблок оснащен сцеплением ременного типа, а крутящий момент передается на фрезы или колеса через шестеренчато-цепной трехскоростной (2 передачи вперед, 1 назад) редуктор, смонтированный в чугунном корпусе. Эргономичная рулевая колонка в сочетании с пониженной передачей превратит (при приобретении определенных навыков) превратит работу с мотоблоком в приятную прогулку.
8 место Huter МК-7000 7 л.с.
Рейтинг:4,3
- Объем двигателя: 208 куб. см
- Мощность двигателя: 7 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Масса: 72 кг
Средняя цена: 31 790 руб
Мотоблок Huter МК-7000 — это легкий мотоблок весом 72 кг, предназначенный для обработки небольших земельных участков. Он способен обработать за один проход ширину до 100 см с глубиной погружения фрез до 30 см. При этом культивация осуществляется набором фрез, количество которых в зависимости от вида почвы может меняться от 4 до 6.
Мотоблок оснащается двигателем Huter OHV мощностью 7 л.с. и комбинированной трансмиссией, в состав которой входит ременной редуктор с цепным приводом. Разборный корпус редуктора выполнен из алюминия. Трансмиссия обеспечивает работу на трех скоростях (2 вперед и 1 назад).
Сзади мотоблока предусмотрено место для установки универсальной регулируемой сцепки, при помощи которой можно оснастить мотоблок различным навесным оборудованием.
ВАЖНО! Спереди на мотоблок можно установить «Лопату-отвал», при помощи которой можно сгребать снег, ровнять кучи земли, сгребать мусор и пр.
Ранее мы уже рассматривали:
Лучшие мотоблоки среднего класса цена-качество
В рейтинг лучших по надежности вошли следующие модели мотоблоков: 1 место Caiman VARIO 70C, 2 место Нева МБ2-B&S (CR950) 6.5 л.с., 3 место PATRIOT Урал (440 10 7580) 7.8 л.с., 4 место АГАТ Л-6,5, 6.5 л.с.
Средние мотоблоки мощнее и тяжелее легких. Среди них, кроме бензиновых, встречаются и дизельные модели, которые хоть и дороже, но выгоднее по расходу топлива. Моторная передача у них, как правило прямая, что позволяет подключать активное навесное оборудование на ВОМ.
1 место Caiman VARIO 70C
Лучший по надежности
Рейтинг:5,0
- Объем двигателя: 212 куб. см
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип сцепления: ременное
- Тип редуктора: цепной
- Тип соединения с валом отбора мощности: шкив (ременной)
- Масса: 74 кг
Средняя цена: 60 990 руб
Французский мотоблок Caiman VARIO 70C среднего класса (74 кг) по своим функциональным возможностям не уступает профессиональным агрегатам. Он способен работать в условиях сильной запыленности и предназначен для работы на целинных земельных участках, площадь которых не превышает 30 соток. Для этого его оснащают надежным двигателем Caiman Green Engine 212CC, цепным разборным редуктором и функцией реверса. Цепной привод дает возможность добиться максимальной производительности.
Особенность мотоблока — наличие запатентованной трансмиссии VARIO Automat c шестернями, изготовленными из закаленной высоколегированной стали и установленными на подшипниках. Эта трансмиссия позволяет вариативно изменять скорость вне зависимости от нагрузки при движении:
- вперед;
- вперед на пониженной передаче;
- задним ходом.
Скорость движения при этом регулируется в линейной последовательности, поскольку реверс расположен между первой и второй передачей и доступен в любой момент времени.
Мотоблок способен работать с широким спектром дополнительного оборудования, хотя для этого понадобиться приобрести:
- сцепку Vario — для задних навесок;
- адаптер Vario — для активны активного передних навесок.
Для эффективной работы заднего навесного оборудования рекомендуется вместо колес использовать грунтозацепы.
2 место Нева МБ2-B&S (CR950) 6.5 л.с.
Рейтинг:4,7
- Объем двигателя: 208 куб. см
- Мощность двигателя: 6.50 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 4 вперед, 2 назад
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный
- Масса: 91 кг
Средняя цена: 49 850 руб
Мотоблоки типа «Нева МБ-2» выпускаются уже более 30 лет. За это время они вполне доказали свою надежность и эффективность при выполнении сельскохозяйственных работ. Модель «Нева МБ2-B&S (CR950) — одна из последних модернизаций этого популярного мотоблока.
Среди его особенностей:
- оснащение американским четырехтактным двигателем Briggs&Stratton CR950, чугунная гильза в цилиндре которого препятствует износу и уменьшает расход масла. Высокая надежность и производительность во многом зависит от правильности регулировок поплавкового карбюратора, который обеспечивает оптимальную подачу топлива. Кроме того двигатель оснащен глушителем Lo-Tone, существенно снижающим уровень шума;
- использование в трансмиссии шестеренчато-цепного редуктора, смонтированного в алюминиевом корпусе. Конструкция редуктора обеспечивает мотоблоку высокий крутящий момент и оптимальную силу тяги при обработке любых видов почвы. Достаточно ее и для перевозки грузов по пересеченной местности;
- изначальная установка набора пониженных передач (2 вперед и 1 назад). При перестановке приводного ремня на двухручьевых шкивах оператору становится набор повышенных передач (2 вперед и 1 назад). В общем случае получается, что мотоблок оснащен 4 передачами вперед и двумя назад, выбирают которую исходя из условий эксплуатации;
- функция разобщения левого колеса, позволяющая легко развернуть мотоблок на 180°.
Особенность мотоблока — раздельная регулировка рукояток руля. Это позволяет избежать крена в тех случаях, когда мотоблок движется одним колесом по невспаханной земле, а другим — по борозде.
3 место PATRIOT Урал (440 10 7580) 7.8 л.с.
Рейтинг:4,6
- Объем топливного бака: 3.6 л
- Мощность двигателя: 7.80 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 4 вперед, 2 назад
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Вал отбора мощности: есть
- Масса: 97 кг
Средняя цена: 43 990 руб
PATRIOT УРАЛ — многофункциональный мотоблок среднего класса, оснащенный четырехтактным двигателем Patriot P175FC мощностью 7,8 л.с. Предназначен он для работы на приусадебных и садовых участках площадью до 1 га. За один проход возможно захватить участок земли шириной 90 см, при глубине вспашки от 16 до 32 см.
Повышенная мощность двигателя, надежный цепной редуктор, смонтированный в цельнолитом чугунном корпусе и большое количество скоростей (4 вперед, 2 назад) делают мотоблок достаточно маневренным и высокопроизводительным.
Усиленная рама и изначально установленный трехручейковый шкив позволяют мотоблоку работать с активным навесным оборудованием (косилка, снегоуборщик и пр.).
4 место АГАТ Л-6,5, 6.5 л.с.
Рейтинг:4,5
- Объем двигателя: 196 куб. см
- Мощность двигателя: 6,5 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 4 вперед, 2 назад
- Тип редуктора: шестеренчато-цепной
- Вал отбора мощности: есть
- Масса: 84,7 кг
Средняя цена: 45 990 руб
Усиленный мотоблок «АГАТ Л-6,5», весом 93 кг, оснащенный двигателем Lifan 168F-2 мощностью 6,5 л.с. предназначен для рыхления и культивации почвы на приусадебном участке. Шестеренчато-цепной редуктор с закаленной шестигранной осью, собранный в алюминиевом корпусе, имеет 6 скоростей вперед и 2 назад.
Мотоблок обеспечивает ширину вспашки от 60 до 85 см при глубине 35 см, а применяя дополнительное навесное оборудование можно значительно расширить его функциональные возможности. Активное навесное оборудование подключается к редуктору через дополнительный шкив.
Управлять мотоблоком несложно, так как высоту руля можно легко подогнать под рост оператора, а управление дроссельной заслонкой расположено под рукой. Кроме того на корпусе мотоблока установлен щиток, защищающий оператора от попадания земли.
Лучшие тяжелые мотоблоки
В ТОП вошли следующие модели мотоблоков: 1 место Daewoo Power Products DATM 80110 8 л.с., 2 место Huter MK-8000 8 л.с. Big Foot, 3 место CHAMPION BC1193 9 л.с.
Тяжелые мотоблоки — это сельскохозяйственные машины, способные вспахать целину или убрать снег на участках площадью до 5 га. Кроме того, к таким мотоблокам можно подсоединить сиденье-адаптер и работать на них сидя.
1 место Daewoo Power Products DATM 80110 8 л.с.
Рейтинг:5,0
- Объем двигателя: 225 куб. см
- Мощность двигателя: 8 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчатый
- Вал отбора мощности: есть
- Масса: 86 кг
Средняя цена: 47 990 руб
Тяжелый (94 кг) мотоблок Daewoo DATM 80110 представляет собой многофункциональный высокопроизводительный агрегат, предназначенный для вспашки огорода с любым типом почвы. Причем 8 саблевидных кованых фрез легко справятся не только с тяжелыми и глинистыми грунтами, но с целинными землями. Это делает мотоблок незаменимым при работе на полях фермерских хозяйств. К нему также можно присоединять любое навесное оборудование, позволяющее использовать мотоблок круглый год.
Модель обладает лучшими в своем классе эксплуатационными характеристиками, позволяя обрабатывать за один проход участок шириной до 110 см на глубину до 30 см.
Специально для мотоблоков компания Daewoo разработала оригинальные двигатели (серия 225), для которых характерны:
- увеличенный моторный ресурс;
- повышенный крутящий момент;
- низкий уровень вибрации.
На модель Daewoo DATM 80110 устанавливается надежный бензиновый мотор мощностью 8 л.с., позволяющий эксплуатировать мотоблок в тяжелых условиях.
Шестеренчатый редуктор в чугунном корпусе передает крутящий момент на колеса или фрезы практически без потерь мощности. Коробка переключения передач (2 скорости вперед, 1 назад), интегрированная в трансмиссию, позволяет оператору выбирать интенсивность работы.
ВАЖНО! Компания Daewoo при изготовлении корпусных деталей использует процесс химической гальванизации и их последующее окрашивание молотковой эмалью с запеканием при температуре 80°С. Это дает возможность компании предоставлять десятилетнюю гарантию от сквозной коррозии на металлический корпус.
Запатентованная конструкция панели управления, которая регулируется в 2-х плоскостях (по высоте и горизонтали), считается самой удобной в своем классе. Кроме того, рукоятка включения дополнительно имеет защиту от произвольного включения, что соответствует Европейскому стандарту безопасности.
2 место Huter MK-8000 8 л.с. Big Foot
Рейтинг:4,9
- Объем топливного бака: 3.6 л
- Мощность двигателя: 8 л.с.
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчатый
- Тип двигателя: бензиновый, 4х тактный, цилиндров: 1
- Масса: 3.6 л
Средняя цена: 45 090 руб
Обновленная в 2020 году модель мотоблока Huter MK-8000 — это тяжелый агрегат весом 130 кг, оснащенный бензиновым четырехтактным двигателем высокой мощности Lifan 170F (8 л.с.). Ключевые элементы двигателя, оказывающие влияние на его работоспособность, защищены автоматической функцией, выключающей двигатель при критически низком уровне масла.
Мотоблок легко справляется с обработкой средних и больших земельных участков, что делает его незаменимым для деревни. Его эффективную работу обеспечивает надежная трансмиссия, в состав которой входят дисковое сцепление и шестеренчатый редуктор. При этом оператор имеет возможность выбрать не только скоростной режим работы, но и тип скорости (2 передачи вперед и 1 назад).
Основное назначение мотоблока — садовые работы, культивация и рыхление почвы любого типа. При установке навесного оборудования его можно использовать и для других хозяйственных работ.
Мотоблок оборудован автоматическим регулятором частоты вращения, что делает работу оператора более эффективной.
Кроме того мотоблок оснащен функцией, позволяющей оператору регулировать глубину и ширину захвата почвы на участке. При этом максимальная ширина захвата составляет 100 см при глубине обработки 30 см.
Для удобства транспортировки мотоблок легко разбирается, благодаря чему его можно перевозить в багажнике легкового автомобиля.
3 место CHAMPION BC1193 9 л.с.
Рейтинг:4,8
- Объем двигателя: 270 куб. см
- Мощность двигателя: 9 л.с. при 3600 об/мин
- Коробка передач: механическая
- Количество передач: 2 вперед, 1 назад
- Тип редуктора: шестеренчатый
- Тип соединения с валом отбора мощности: вал
- Масса: 132 кг
Средняя цена: 58 800 руб
Бензиновый мотоблок CHAMPION BC1193 — тяжелый (132 кг) мотоблок, обладающий повышенной мощностью. Он оснащен многодисковым (металлокерамические диски) сцеплением, усиленным шестеренчатым редуктором и трехскоростной (2 скорости вперед, 1 назад) коробкой передач. Все это в комплексе обеспечивает высокий КПД передачи крутящего момента на фрезы или колеса.
Всесезонный четырехтактный двигатель Champion G270HK мощностью 9 л.с. легко запускается при температуре до -25°С.
Эксплуатационные параметры мотоблока позволяют обрабатывать земельные участки площадью до 3 га. При этом ширина захвата за один проход составляет 1100 см при глубине обработки почвы от 15 до 30 см.
Мотоблок способен работать с широким спектром прицепного и навесного оборудования. При необходимости может перевезти груз весом до 700 кг со скоростью до 10 км\час.
Интересно! Топовой моделью в линейке мотоблоков компании CHAMPION является дизельная модификация CHAMPION BC1193Е весом 177кг. Мощность дизельного двигателя составляет 9,5 л.с. При всех прочих равных технических характеристиках этот мотоблок экономнее в эксплуатации, однако запустить дизельный двигатель в холодное время года не так просто, как бензиновый.
На что обратить внимание при выборе мотоблока
Определившись с весовой категорией мотоблока необходимо обратить внимание и на другие его параметры. Среди имеющегося многообразия моделей выбрать лучший не так просто, как кажется на первый взгляд. Оценивают возможности этого, достаточно сложного устройства, по ряду критериев, важнейшими из которых являются:
- мощность двигателя;
- тип трансмиссии и возможность блокировки дифференциала;
- тип редуктора;
- наличие вала отбора мощности (ВОМ);
- ширина колеи;
- расположение центра массы.
Важное значение имеет и бренд производителя. Ведь зачастую именно он определяет качество изготовления, а также надежность и эффективность работы мотоблока.
Силовой агрегат
Выбирая мотоблок, в первую очередь нужно обратить внимание на двигатель, а именно на бренд его изготовителя и на заявленный последним моторесурс. Не лишним будет также выяснить где расположен ближайший сервисный центр обслуживания понравившегося мотора.
Чаще всего на мотоблоки любого класса устанавливают моторы известных зарубежных производителей, таких как:
- Briggs&Stratton (США);
- Lifan (Китай);
- Honda (Япония).
Двигатели этих компаний отличаются высокой надежностью и значительным моторесурсом (от 500 до 2000 моточасов). Особенно популярны двигатели Lifan, которые при прочих равных условиях (заявленный производителем моторесурс составляет не менее 1100 моточасов) еще и недороги в эксплуатации.
На мотоблоках премиум-класса могут быть установлены долговечные двигатели компании Yamaha, заявленный моторесурс которых составляет от 3 до 5 тысяч моточасов.
Китайские моторы Zongshen, loncin
Многие отечественные и зарубежные производители конструируют мотоблоки, используя линейки китайских двигателей Zongshen и loncin. Эти двигатели, также, как и популярные в России моторы Lifan, представляют собой копии моторов, выпускаемых японской компанией Honda. Все эти двигатели, изготовленные на известных китайских предприятиях имеют достаточно приличный моторесурс и неплохую надежность — все это благодаря применению самые современные технические решения, способствующие увеличению срока их эксплуатации, такие, например, как:
- чугунные гильзы цилиндров;
- датчики контроля уровня масла, автоматически отключающие двигатель при падении уровня последнего ниже минимального;
- обработка коленвалов токами высокой частоты и т.д.
При этом китайские моторы намного дешевле, чем оригинальные японские или американские двигатели. Достаточно сказать, что ремонт последних может в отдельных случаях превысить стоимость китайских моторов. Поэтому многие эксперты рекомендуют приобретать мотоблоки с китайскими моторами. При этом разница в их стоимости компенсирует приобретение второго такого же двигателя.
Редуктор
На мотоблоках можно встретить такие редукторы, как:
- цепной;
- шестеренчатый;
- шестеренчато-цепной.
Дополнительная информация — на мотоблоках прежних лет выпуска устанавливались редукторы, состоящие из червячного механизма и шестерни. Такая конструкция отличалась высоким коэффициентом полезного действия, но не выдерживала высоких нагрузок. Так, например, даже работа с окучником или легким плугом приводила механизм редуктора к перегреву и выходу из строя. В настоящее время мотоблоки с червячным редуктором практически не встречаются.
Цепной редуктор. Цепной редуктор представляет собой надежную и в то же время простую конструкцию, состоящую из цепи и набора шестерен. Используется он в легких и средних мотоблоках с двигателями небольшой и средней мощности. Легка в обслуживании, отличается простотой в ремонте. Обеспечивает надежную работу на небольших участках, однако применяемое навесное оборудование сильно ограничено (легкий плуг, окучник).
Шестеренчатый редуктор. Шестеренчатый редуктор считается самым надежным и неприхотливым в эксплуатации. Он способен работать на любом грунте, причем в самых экстремальных условиях. Устанавливают шестеренчатые редукторы на тяжелых мотоблоках с ВОМ, работающих с тяжелым навесным оборудованием. Практически вечный редуктор, главное вовремя менять масло.
Один из основных недостатков шестеренчатых редукторов — высокий уровень шума и его стоимость.
Шестеренчато-цепной редуктор. Самый распространенный редуктор. Шестеренчато-цепной редуктор встречается только на мотоблоках отечественного производства. Выпускаются односкоростной, двухскоростной и более. Конструкция обеспечивает высокую эластичность при работе (идеальные обороты выходного вала 80-120) и отличается малым уровнем вибраций. Очень высокий ресурс и надежность редуктора. Конструктивно он наиболее сложен и не способен выдерживать большие нагрузки. Разработка этого редуктора была вызвана необходимостью увеличения количества передач переднего (до и заднего (до 4) хода.
Тип трансмиссии и возможность блокировки дифференциала
Для передачи вращательного момента от двигателя на редуктор мотоблока применяют несколько конструктивных вариантов трансмиссий:
- ременную — самый простой вариант, состоящий из нескольких шкивов и натянутого ремня. Используют его на маломощных и средних моделях, так как ремень под нагрузкой может проскальзывать или вообще лопнуть. Ремень легко заменяется при необходимости. Может быть 1 или несколько ремней. Лучше чтобы был автомобильный зубчатый ремень, стойкий к высоким температурам без растяжений от проверенного производителя;
- цепную — оптимальное соединение цепью на шестернях, наиболее часто встречаемое на средних, а иногда и на тяжелых мотоблоках;
- шестеренчатая — включает в свой состав несколько конусных или цилиндрических шестерен. Шестеренчатая трансмиссия всегда имеет 6 скоростей вперед и два реверса назад. Устанавливается она на тяжелых мотоблоках.
Из-за того, что каждый из вариантов трансмиссии имеет свои достоинства и недостатки на некоторых мотоблоках можно встретить и их комбинированные варианты.
Скорость
Тип трансмиссии и количество передач определяют диапазон скоростей мотоблока. Рабочая скорость у мотоблоков, как правило, составляет от 2-х до 4-х км\час. При этом у моделей, имеющих 2-3 передачи, максимальная скорость составляет не более 15 км\час, а у более дорогих мотоблоков, имеющих 6 передач она может достигать и 30 км\час.
Дифференциал
Дифференциал — это устройство, полностью останавливающее или сильно замедляющее вращение левого или правого колеса. Блокирование одного из колес позволяет развернуть тяжелый мотоблок за доли секунды. При этом в то время, когда одно колесо стоит на месте второе совершает идеальный поворот по кругу.
Отбор мощности на активное оборудование ВОМ или клиноременная передача
Конструктивно мотоблоки устроены так, что вращательный момент от двигателя передается не только на колесную ось, но и на вращение навесного активного оборудования (роторная косилка, картофелесажалка, картофелекопалка, кустодробилка, кормодробилка, снегоуборщик, дровокол, циркулярная пила, водяной насос, помпа и т.д.). Различается Клиноременная передача и ВОМ передача.
Кроме того, на рынке существуют мотоблоки без вала отбора мощности. Такие агрегаты могут работать только с пассивными орудиями (плуг, окучник, двойной окучник, картофелевыкапыватель, борона, рыхлители). Они стоят дешевле.
Клиноременная передача — шкив мотоблока через ремень передает крутящий момент на шкив активного навесного оборудования и приводит его в движение. Можно устанавливать большое количество типов оборудования.
В дорогих моделях для этого используют ВОМ. Установлен он может быть как перед, так после сцепления. ВОМ дает возможность использовать при выполнении работ навесное оборудование, для которого необходим большой крутящий момент. Перед покупкой уточняйте наличие навесного оборудования именно под Ваш мотоблок.
- Если ВОМ установлен перед сцеплением, то ряд сельскохозяйственных работ мотоблок может выполнять, стоя на одном месте. В отдельных случаях это предоставляет машине дополнительные возможности.
- Если ВОМ установлен после сцепления, то отбор мощности возможен только при движении мотоблока.
- В дорогих мотоблоках может быть установлено несколько ВОМ, что дает возможность организовать использование навесного оборудования, требующего для работы разной скорости.
Расположение центра массы
Расположение центра массы для мотоблока имеет немаловажное значение. При этом располагаться он может по центру (нулевой баланс), спереди или сзади.
По центру. Расположение центра массы по центру мотоблока (точно над фрезой) позволяет комфортно работать с фрезами — мотоблок не будет заваливаться ни назад ни вперед. То же самое относится к случаям, когда активное оборудование навешивается спереди — центр тяжести смещается незначительно, да и сильного сцепления колес с землей не требуется. — это позволит работать с мотоблоком достаточно комфортно.
Однако, при работе с оборудованием, которое навешивают сзади, необходимо утяжелять переднюю часть агрегата — это позволит выровнять баланс и снизить нагрузку на руки и спину работающего.
Спереди. Мотоблоки с центром тяжести, расположенным спереди, используют в тех случаях, когда основной вид сельскохозяйственных работ — использование плуга, активных почвофрез, устанавливаемых сзади и другого оборудования для земли. Задняя навеска в этом случае выравнивает вес мотоблока и оператору остается только поддерживать его.
С передней навеской оператору работать неудобно, так как он вынужден постоянно давить на руль мотоблока, выравнивая агрегат.
Сзади. Мотоблок с центром массы сзади лучше всего использовать при работе с передней навеской (косилка, снегоуборщик и пр.), которая выравняет вес агрегата.
Работая с почвофрезами пользователю понадобится выполнить утяжеление впереди и увеличение ширины захвата фрезы, что значительно ухудшит маневренность мотоблока. Точно также придется утяжелить мотоблок спереди при работе с плугом и другим оборудованием навешиваемым сзади. Без этого мотоблок будет постоянно заваливаться назад и пользователю придется прикладывать немалые усилия для того, чтобы постоянно удерживать его либо вытаскивать из земли.
Ширина колеи
Еще один фактор, который оказывает влияние на производительность и эффективность проведения сельскохозяйственных работ — ширина колеи мотоблока. Ведь если во время первичной обработки почвы этот параметр не играет существенного значения, то в дальнейшем, при посеве (посадке) и механизированной обработке посевов (прополка, окучивание, опрыскивание и пр.) и уборке урожая он приобретает решающее значение. Ведь при выполнении этих операций колеса мотоблока должны двигаться по междурядьям, иначе его использование станет невозможным.
Как правило, ширина колеи у мотоблоков составляет 500…700 мм. Исходя из этой величины и нужно осуществлять планировку посевного участка.